Ни для кого не секрет, что хорошая работа во время практик по различным дисциплинам может не только воспроизвести впечатление на преподавателя, но и дать вам шанс получить зачет досрочно. Звучит хорошо, не так ли?Сегодня поговорим конкретно про уроки философии, как к ним готовиться и работать с домашним заданием. Я поделюсь своими советами как студент 1 курса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
1. Запись домашнего задания.
Когда преподаватель озвучивает домашнее задание, желательно записывать его полностью, ничего не упуская, так как ваша невнимательность или лень может сыграть с вами злую шутку. Это нужно для того, чтобы подготовиться по нужной теме и ничего не перепутать. Звучит достаточно логично, но, к сожалению, не все так делают, из-за чего лишаются возможности показать себя и свои знания на практических занятиях. Самое страшное, что иногда доходит до того, что ученики начинают упрекать преподавателя в том, что он проверят не то, что у них записано. Однако, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев все оказывается ровно наоборот.
Я лично призываю всех прислушаться к этому совету, так как сама не раз попадала в казусные ситуации, и это не самый приятный опыт, когда осознаешь, что весь вечер готовился не по той теме.
2. Заблаговременная подготовка.
Философия – предмет, очевидно, не из простых, поэтому подготовку стоит начать за несколько дней до самого занятия, при этом не уделяя ей слишком много времени (в зависимости от сложности темы). Чем сложнее тема, тем раньше стоит начинать подготовку, так как помимо философии у вас наверняка есть и другие дисциплины, к которым нужно готовиться. Я советую уделать подготовке не больше получаса в день, так как при больших нагрузках наш мозг не в состоянии удерживать большое количество информации. Чтобы было нагляднее, в пример могу привести процесс создания компоста. Кто был в деревне, тот знает, что для компоста нужны органические отходы, которые складываются в кучу, а потом понемногу перегнивают и уменьшаются в объеме, образуя невероятно полезное и питательное удобрение для растений. Сложить все эти разлагаемые материалы за раз в одну емкость невозможно физически, поэтому они появляются там понемногу. Таким образом, пока одна часть знаний оседает или «переваривается» в голове, стоит немного подождать, чтобы вся эта информация не начала «выливаться». Также в пример можно привести принятие витаминов. Аналогично, если принять слишком много, исход может быть плачевным, несмотря на то, что в разумных дозах витамины очень полезны для здоровья. Однако, если вы работаете в тактике «сдать и забыть», то такой подход к усваиванию материала вам не подойдет, ведь подобная тактика предполагает осознанный подход к обучению с сохранением как минимум 80% полученной информации.
3. Качественный анализ материала.
Само собой разумеется, что для качественной работы на паре необходима качественная подготовка. Под качественной подготовкой я понимаю осознанное чтение необходимой литературы по теме, написание заметок или конспектов, просмотр видеороликов для лучшего понимания темы. По своему опыту, мне легче давалось усвоение нужной информации через видеоролики на платформе YouTube и лекции на образовательном сайте openedu.ru, так как на Ютубе можно найти видеоролики, в которых преподаватели могут объяснить тему простым языком для понимания, а лекции на открытом образовании помогут усвоить основную терминологию, с которой нужно будет работать на занятии. Тем не менее, литература так или иначе подлежит прочтению, а самая важная информация и ключевые понятия лучше выписать в тетрадь, чтобы в любой момент можно было к ним вернуться и освежить свою память.
Многие советуют использовать аналитические таблицы, но по моему мнению, использование интеллект-карт будет эффективнее. На данный момент такой способ сбора, классификации и запоминания информации является самым популярным. Интеллект-карты позволяют превратить скучный список из пунктов в простую и понятную схему со структурой. Обычно для создания интеллект-карт не жалеют картинок, рисунков и разных цветов даже в надписях – например, подтемы, которые как-то связаны, можно выделить одним цветом. В том, чтобы создать интеллект-карту нет ничего сложного, ведь на эту тему написаны книги, статьи и проведены различные исследования. Тем более, что сейчас существует огромное множество приложений, упрощающих эту задачу. Одним из приложений, которым я пользуюсь сама и могу порекомендовать является MindNode. Подробную информацию об этом приложении можно найти по этой ссылке: https://www.mindnode.com/. Вот один из примеров интеллект-карты:
4. Работа с дополнительным материалом.
Во время подготовки к практическому занятию я рекомендую использовать дополнительные материалы, чтобы не только лучше показать себя и свои знания на занятии, но и найти для себя что-то новое. Тем не менее, очень важно брать информацию из проверенных источников, например платформы elibrary.ru или cyberleninka.ru. Немаловажно проверять авторов материалов, которые вы хотите использовать. Желательно брать работы ученых со степенью. Во время своих подготовок к семинарским занятиям я использовала как раз эти платформы, познакомиться с которыми вы можете по этим ссылкам: https://www.elibrary.ru/query_results.asp,https://cyberleninka.ru/. Дополнительный материал значительно упрощает работу на паре, так как помогает лучше разобраться в теме.
5. Помощь со стороны.
В случае, если вы никак не можете разобраться в теме, можно попросить о помощи кого-то, кто в ней уже разобрался. Мало того, что друг поможет вам освоить тему, так еще и сам поймет ее лучше, ведь золотое правило «узнал сам – расскажи другому» еще никогда не подводило. В критических ситуациях, когда сил уже нет, никогда не бойтесь обратиться за помощью, ведь это не делает вас слабым или глупым человеком.
Полагаю, что этих советов должно быть достаточно, чтобы правильно подготовиться к практическому занятию не только по философии, но и по любой другой дисциплине. Успехов в обучении!
Боруроева Кристина Романовна 3834502/20004
Полагаю, что этих советов мне должно быть достаточно